Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
8-800-2000-122 (круглосуточно)
Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!
В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:
Социальная помощь
Социальный педагог образовательного учреждения – специалист школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся, организует деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.
Основная задача социального педагога — организация воспитательного процесса, обеспечивающая позитивную социализацию и динамичный личностный рост обучающихся.
Процесс социализации личности – это формирование из родившегося ребенка человека, полноценного и полноправного члена общества.
Социализация личности — процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.
Главные задачи социального педагога
- Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования.
- Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта.
- Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации.
- Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся.
- Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся.
Направления работы
- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности обучающихся, условий их жизни, специфики микросреды;
- выявление детей группы риска;
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;
- осуществление правового просвещения обучающихся;
- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения обучающихся;
- взаимодействие с семьями обучающихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
- взаимодействие с учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
- участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Социальный педагог
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, ставит перед общеобразовательной организацией задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации программ развития предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, участия этих специалистов в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений.
Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы общеобразовательной организации с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах.
Практика показывает, что благоприятная атмосфера в школе, которая является одним из существенных факторов учебного процесса и напрямую зависит от слаженной работы педагогического коллектива, требует постоянного профессионального сотрудничества, совершенствования психолого-педагогических компетенций специалистов, способных обеспечить поддержку и психологическое сопровождение категорий детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, преодоление дефицитов обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Своевременное оказание необходимой психологической помощи является залогом успеха дальнейшего обучения, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.
Основные направления работы
- Основные направления работы педагога-психолога:
Психопрофилактическая работа - это вид деятельности педагога-психолога, направленный на активное содействие развитию детей школьного возраста. Именно данный вид работы обеспечивает психологическое условие эффективности деятельности службы, а, следовательно и педагогического процесса. К этим необходимым условиям относятся максимальная реализация возможностей, резервов каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, склонностей, способностей самосознания (самооценка, половое самосознание), направленности ценностных ориентации, уверенности в себе; создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения обучающихся со взрослыми и сверстниками.
Психопрофилактическая работа проводится с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями) и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.
В русле психопрофилактического направления психологическая служба решает следующие конкретные задачи:
- разрабатывают и осуществляют развивающие программы для школьников разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа. Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с обучающимися всех возрастных групп, учителями и родителями (законными представителями);
- предупреждают возможные отклонения в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень;
- проводят анализ поведения и физического развития обучающихся для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности;
- проводят анализ плана воспитательной работы, намеченных и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям воспитанников, актуальным задачам их развития.
Психодиагностическая работа – этот специальный вид деятельности педагога-психолога направлен на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего школьного периода, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группой детей.
Задачи:
- в случае необходимости проводят психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
- проводят диагностику общения обучающихся со взрослыми и сверстниками, выявляют социальные и психологические причины нарушения общения.
Коррекционно-развивающая работа – этот вид деятельности педагога-психолога предполагает активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности обучающегося. Его задачи определяются ориентацией психологической помощи на обеспечение соответствия развития школьника возрастным нормативам, помощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания обучающихся, развитии их способностей. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей.
Задачи:
- разрабатывают и осуществляют программы, направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Коррекционно-развивающая работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми; в процессе специальной работы педагога-психолога с группами детей; в ходе воспитательных мероприятий.
Кому оказывается психологическая помощь?
Функционирование психологической службы образовательной организации обеспечивает деятельность педагога-психолога с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.
- консультирует администрацию ОУ, учителей, родителей (законных представителей) по проблеме воспитания и обучения детей;
- проводят индивидуальные и групповые консультации детей по проблемам развития, обучения, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.д.;
- способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей (законных представителей) путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методических объединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;
- консультирует педагогов, родителей (законных представителей) по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
- в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий.
Методическая помощь педагогам
Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности обучающихся;
- подготовка методических материалов для проведения тренингов, коррекционных упражнений по сплочению коллектива, развитию коммуникативных способностей, преодолению проблем жизненных ситуаций;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах;
- паспортизация обучающихся группы риска;
- составление социального паспорта групп;
- составление профилактических программ.
Педагог-психолог
Служба школьной медиации
Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому обучающиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. По этой причине дети, находящиеся в школе большую часть времени, испытывают стресс и могут впадать в депрессию. В результате чего у ребенка либо развиваются комплексы и неуверенность в себе либо возникает желание мстить и бунтовать.
Не стоит также забывать, что для каждого обучающегося важное место занимает его принадлежность к определенной группе в классе, взаимоотношения со сверстниками, принятие его взглядов обществом. Именно этому он уделяет первостепенное внимание и часто при существовании какого-либо противоречия или отторжения его одноклассниками забывает о необходимости успешно осваивать новые знания.
Создание школьной службы медиации (примирения) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.
Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
- Школьная служба медиации (примирения) это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Участниками школьной службы медиации (примирения) выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, педагога-психолога, заместителя директора и т.д.), а также обучающиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками.
...
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
школьнАЯ службА медиации (примирения) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.
Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт.
Школьная служба медиации (примирения) это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Участниками школьной службы медиации (примирения) выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, педагога-психолога, заместителя директора и т.д.), а также обучающиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками.
По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
-
Условия, при которых ситуация конфликтная может быть рассмотрена службой
1) Стороны признают свое участие в конфликте или любой другой ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
2) Сторонам больше 10 лет.
4) Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
5) Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого.Служба школьной медиации (примирения) готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:
• учениками;
• учениками и родителями;
• родителями;
• учителями и родителями;
• учениками и учителями.Вы при помощи медиатора сможете найти достойный выход из неприятной ситуации.
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной примирения (медиации).
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к педагогу-психологу школы.
...
Основные принципы деятельности служб медиации (примирения) таковы:
1. Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
2. Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
3. Информированность всех сторон. Обучающиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
4. Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
5. Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.
На встрече выполняются следующие правила
- Какие конфликтные ситуации могут быть в школе?
Конфликт «Ученик — ученик»
Причины:
• борьба за авторитет
• соперничество
• обман, сплетни
• оскорбления
• обиды
• враждебность к любимым ученикам учителя
• личная неприязнь к человеку
• симпатия без взаимности
• борьба за девочку (мальчика)
Конфликт «Учитель — ученик»
Причины:
• отсутствие единства в требованиях учителей
• чрезмерное количество требований к ученику
• непостоянство требований учителя
• невыполнение требований самим учителем
• ученик считает себя недооцененным
• учитель не может примириться с недостатками ученика
• личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Причины конфликта между учителем и родителями
• разные представления сторон о средствах воспитания
• недовольство родителя методами обучения педагога
• личная неприязнь
• мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
...
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Социальный педагог
Уполномоченный по правам ребёнка
Деятельность детского омбудсмена (он же уполномоченный по детским правам) направлена на защиту интересов и прав детей в любой общественной сфере. Должность была введена в 2009 году по указу Президента. Несколько лет детским омбудсменом был Павел Астахов. В 2016 году на пост была назначена Анна Кузнецова. Деятельность уполномоченного по правам ребенка не является единственной в рассматриваемой сфере. Омбудсмен - это лишь глава системы, в данном случае ювенальной. Он управляет широкой структурой, связанной с материнством, детством, защитой прав несовершеннолетних и т. д.
Деятельность уполномоченного по права ребенка в РФ может реализовываться лишь глубоко нравственным и очень грамотным человеком. Но одной лишь морали недостаточно. К детскому омбудсмену предъявляется ряд требований, прописанных в законодательстве. Вот что здесь следует выделить:
наличие гражданства РФ;
возраст не менее 30 лет;
наличие диплома о высшем юридическом образовании;
наличие педагогических навыков и длительного опыта работы с детьми (пять лет минимум);
чистая репутация и беспорочное прошлое;
нейтралитет по отношению к партийным интересам (приоритетом у детского омбудсмена должна быть защита прав детей, а не направления политики);
работа на одной должности или совмещение с должностью, не противоречащей работе детским омбудсменом.
Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения
- Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:
Правовое просвещение участников образовательного процесса
Защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении
Формирование правового пространства в образовательном учреждении
Формирование правовой культуры и правового сознания
Формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества
Совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса
Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка
Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях
Профилактика нарушений прав ребенка
Уполномоченный по правам ребёнка в "Название Города"
Куда ещё можно обратиться
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города "Название города"
Председатель комиссии:
фио
телефон
e-mail адрес
Ответственный секретарь комиссии:
фио
телефон
e-mail адрес
Адрес комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города "Название города"
адрес
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального района:
Председатель комиссии:
фио
телефон
e-mail адрес
Ответственный секретарь комиссии: фио
телефон
e-mail адрес
Специалист по работе с несовершеннолетними: фио
телефон
e-mail адрес
Адрес комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации "Название" района
адрес